О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
12 июня 2019
24 мая 2019
22 мая 2019
18 мая 2019
8 мая 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
США vs. Россия в попытке сотрудничества с Туркменистаном в сфере безопасности и обороны
Руководитель группы по проблемам международной безопасности и конфликтов МО РАПН, координатор Российской молодежной ассоциации евро-атлантического сотрудничества (Москва-Ангарск, Россия)
Старчак Максим Владимирович
Руководитель группы по проблемам международной безопасности и конфликтов МО РАПН, координатор Российской молодежной ассоциации евро-атлантического сотрудничества (Москва-Ангарск, Россия)
Опубликован в журнале «Центральная Азия и Кавказ», №2 (62), 2009 г.
  Вопрос военного присутствия США После событий 11 сентября американская политика в Туркменистане активизировалась. Туркменистан, как и Таджикистан с Казахстаном открыл свое воздушное пространство для пролетов авиации США и международных коалиционных сил с гуманитарными миссиями в Афганистан. По мнению американских экспертов, - Туркменистан стал одним из пяти центральноазиатских государств, являющихся неофициальными членами операции Несокрушимая Свобода.
  В 2002 году между Туркменистаном и США подписано соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта города Ашхабада для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. Данное сотрудничество ежегодно приносит туркменской казне от 8 до 12 миллионов долларов США.
  Между тем американцы начали вести активные переговоры об использовании иных аэродромов. При этом рассматривалось три варианта: военные аэродромы - недалеко от Небит-Дага, Ак-Тепе и Мары-2 . Выбор пал на Мары-2, так как этот аэродром способен принимать два и более авиаполка самолетов стратегической авиации. Казалось бы, размещение иностранных военных баз противоречит статусу нейтралитета Туркменистана. Однако, формально, если соглашение по использованию американцами Мары-2 будет все же заключено, то в нем не будет термина “военная база”, что позволит Ниязову говорить – Туркменистан не размещает на своей территории иностранные военные базы”. Слухи о возможности использования американцами базы в Мары-2 растиражированные в российских газетах вызвали гнев со стороны туркменского МИДа, в чьем заявлении от 7 сентября 2005 года сказано, «что подобная вымышленная информация абсолютно не соответствует действительности» .
   Американские эксперты имели мысль, что «в контексте будущего планирования, готовясь к постниязовскому режиму нужно дать понять, что доступ к Мары был бы сопровожден высокими инвестиционными выплатами, что окажет влияние на непредвиденные действия в Персидском заливе и Центрально/Южно-азиатском регионе» . Заинтересованность американцев в базе подтвердилась в сентябре 2005 года, когда авиабаза была полностью реконструирована строительными компаниями из ОАЭ, а комиссия Министерства обороны США признала объект годным к использованию. Арабские строители провели полномасштабные восстановительные работы на аэродроме в Кушке. Однако переговоры по военной базе в Мары-2 зашли в тупик, постоянного присутствия американских военных добиться не удалось.
  Помощь Госдепа, направленная в сферу безопасности Туркменистана в 2006-08 гг., остается примерно на одном уровне 1,4 – 1,7 млн. долларов в год . Столько же, а то и меньше получает сейчас только Узбекистан. Кыргызстан или Узбекистан, имея военные базы США, получали на поддержку сферы безопасности в десятки раз больше.
  Поддержка безопасности США в Республике. В Туркменистане политика содействия безопасности США сосредоточена в большинстве своем на подарках и тренингах для различных ведомств Республики. Так проводятся семинары для офицеров береговой охраны в г. Туркменбаши. Тренинг сосредотачивается на операции морского досмотра, задерживании кораблей, обнаружения потайных отсеков, применении силы и опознании наркотических веществ.
  Также проводятся тренинги и семинары для сотрудников таможни и пограничников. Однако вложения в тренинги и обучение сотрудников органов безопасности Туркменистана по сравнению с остальными странами крайне низки. В 2008 году на это ушло 286 тыс. долларов . С 2003 Государственная таможенная служба, Государственная пограничная служба, а также Государственная служба судебных экспертиз и Национальный центр по исследованию преступлений при МВД Туркменистана в рамках программы по экспортному контролю и безопасности границ (EXBS) безвоздместно получили несколько десятков автомобилей и оборудования .
   Также происходит отдельное взаимодействие с Национальной Гвардией штата Невада и Правительством Туркменистана, результатом чего стало открытие конрольно-пропускного пункта "Алтын Асыр" в Этрекском этрапе Балканского велаята стоимостью в более чем 2,5 миллиона долларов США. Правительство Соединенных Штатов совместно с ООН также вложили 1,8 млн. и 650 тыс. долларов соответственно, в строительство конрольно-пропускного пункта в Имамназаре, второго, построенного на границе Туркменистана и Афганистана в соответствии со Стратегией Центрального командования США по борьбе с наркотиками в регионе Центральной Азии.
   Однако как уже было отмечено, Туркменистан не является лидером по финансовой помощи, а в структуре той небольшой помощи , поддержка сферы безопасности составляет только 23%. Меньше направляется только на экономический рост. Приоритеты политики России Туркменистан является нейтральным государством, что связывает его в широком сотрудничестве. Хотя страна и является ассоциированным членом СНГ, военные структуры выполняют только роль наблюдателей на совещаниях по борьбе с наркотиками и терроризмом, тоже происходит и в отношении сотрудничества с ОДКБ или ШОС.
  Одним из определяющих договоров двустороннего сотрудничества России и Туркменистана являются Договор о дружбе и сотрудничестве подписанный в 2002 году, и Соглашение о военном сотрудничестве 2003 года. Несмотря на то, что Туркменистан имеет более 22 договоров и соглашений с Россией, предусматривающих широкий спектр военных связей , приоритет российского МИДа в сотрудничестве России с Туркменистаном лежит во взаимодействии в топливно-энергетической сфере . Потому в ответ на присутствие американцев в Ашхабаде, Россия предпочла не вступать в политическую риторику, как это было с базой в Узбекистане, а в обмен на свое молчаливое согласие опередить США в борьбе за энергоресурсы Туркменистана. Вследствие чего, 10 апреля 2003 года Россия и Туркменистан ни только подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности (не содержащего ни слова о военном сотрудничестве), но и более важное и приоритетное соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее нарастающие поставки туркменского газа в Россию на период до 2028 года . Любые спорные вопросы двусторонних отношений оказались несерьезны, когда в дело вступила возможность энергетического преимущества. Отсутствие реального военного сотрудничества подтверждается и тем, что с 2000 года ни один военный чиновник России не посетил Туркменистан.
   Кроме того, за годы независимости произошел роспуск объединенного командования и вывод российских пограничников. Учитывая приоритет России в энергетической сфере, соглашение по безопасности больше необходимо Туркменистану. Так статья 4 Соглашения говорит об обмене оперативной информацией, о планах террористов . Это может иметь место, если Россия сама информирует Президента Туркменистана о каких либо планах против его личности и возможно со стороны американо-настроенных государственных чиновников. В связи с чем, невозможно информирование другими путями, как при личной встрече. Показательно, но все крупные перестановки среди силовиков Гурбангулы Бердымухаммедов делает после встреч с российским президентом Владимиром Путиным. Так, в апреле 2007 г. глава Туркмении (после своего визита в Москву), с резкими формулировками о недостатках в работе, отправил в отставку тогдашнего руководителя МВД страны Акмамеда Рахманова. А 15 мая 2007 г. (спустя всего три дня после встречи с президентом РФ, которая произошла при подписании соглашения по прикаспийскому проекту) президент Туркмении отстранил от должности начальника своей личной охраны Акмурада Реджепова.
   Газовое сотрудничество и личные контакты позволяли России до недавнего времени, несмотря на попытки США активизировать военное сотрудничество, не стремиться к утверждению в военной сфере Республики. Кроме того, товарооборот между двумя странами продолжает расти, в 2007 году он вырос на 38% по сравнению с 2006 и достиг 4,8 млрд. долларов . В июле 2007 между Правительствами двух стран было подписано Соглашение о Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. Военно-техническое сотрудничество Хотя в 1994 году Туркменистан стал первым из центральноазиатских государств, вступивших в программу НАТО "Партнерство ради мира", сотрудничество было номинальным. Президент Туркменистана не стал использовать ПРМ для технического оснащения или образования армии. Как и в других вопросах, Президент Туркменистана С. Ниязов предпочел заключать двусторонние межправительственные соглашения с зарубежными государствами на предмет подготовки офицерского состава МО Туркменистана. Имея солидные запасы газа, Республика обменивает их или проводит за счет долгов Украины и Грузии на программы сотрудничества, предусматривающие контакты по военно-политическим, военным и военно-техническим направлениям, взаимодействие в вопросах связи и автоматизированных систем управления войсками, ремонт и модернизацию бронетанковой и другой техники Туркменистана, подготовку специалистов. Так за счет 340-миллионного газового долга Грузия отремонтировала Туркмении 43 штурмовика, шесть вертолетов МИ-24 и МИ-8. Газовый долг Украины в 400 млн. долларов также отработали украинские оборонщики.
   Туркменистан стал важнейшим партнером Украины в военно-техническом сотрудничестве. В 2003/04 гг. Ашхабад закупил в Киеве военной техники на сумму более 280 млн. долларов. Также широкие связи нейтральное государство использует в сфере подготовки военных кадров. В Турции обучается более 200 человек, 200 человек в Украине, небольшое количество в России и Пакистане. В самом Ашхабаде был создан Военный институт Министерства обороны Туркменистана, где обучается около 600 человек . Соединенными штатами была оказана помощь по техническому обслуживанию и снабжению патрульно-сторожевых катеров Туркменистана в рамках программы правительства США "Экспортный контроль и безопасность границ". Сами же семь катеров и один эсминец появились в конце 2003 года переданные Туркменистану Ираном в долгосрочную аренду. Также несколько катеров поступили из Украины, один из США, проходят покупки военной техники в Болгарии, Чехии и Словакии, Румынии, Белоруссии.
   Россия, в силу цен на военную технику, отсутствия газовых обязательств и собственных программ дарения, и отсутствие Туркменистана в ОДКБ и в двусторонних военных договоренностях, не имела военно-технического сотрудничества с Республикой. Имевшие место редкие контракты имели место быть, но напрямую с российскими предприятиями. Так уральский оптико-механический завод подписал соглашение о сотрудничестве с Минобороны Туркменистана о проведении сервисного обслуживания бортовой электроники туркменских ВВС.
  Новая политика к Туркменистану, ощущая заинтересованность Туркменского лидера к активизации внешних контактов по газовому сотрудничеству, лидеры стран НАТО были не прочь использовать это и добиться хорошего взаимодействия с Туркменистаном и в сфере безопасности, обосновывая его необходимостью защиты трубопроводов от террористов. Получив впервые приглашение посетить Штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, президент Туркменистан Г.Бердымуххамедов заявил о готовности углублять практическое сотрудничество с Альянсом в нескольких ключевых областях. После переговоров с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером наблюдатели отметили активизацию диалога между Туркменистаном и Альянсом.
  По инициативе помощника генсекретаря по странам Кавказа и Центральной Азии Роберта Симмонса президент Туркменистана впервые принял участие в саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года. Тогда «в румынской столице Бердымухамедов объявил о готовности расширить сотрудничество с Альянсом и предложил дополнительные миротворческие услуги. В частности, он готов открыть на территории Туркменистана тренировочные лагеря для подготовки натовских голубых касок, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО. Кроме того, Бердымухамедов дал согласие на транзит грузов Альянса по железным дорогам Туркмении в Афганистан.
  Благодаря туркменской ветке Альянс может доставлять грузы в обход России – из Турции через Грузию, Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье и далее – в Кушку . Данными предложениями как кажется Г.Бердымухамедов хотел заявить свою открытость и готовность сотрудничества, привлечь западных инвесторов к строительству нового газопровода Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия , т.е. для развития связей со своим прямым соседом – Афганистаном. Туркменистан имеет давние и прочные связи с Афганистаном. Многие туркмены имеют родственников в приграничных областях Афганистана, в Ашхабаде проходили совещания по межафганскому диалогу в начале 2001, инициатором которого также был Туркменистан. Уже в мае по информации газеты Шпигель Президент Туркмении Г.Бердымухамедов дал указание таможенной службе и пограничникам более не препятствовать транзиту грузов, направляемых союзниками в Афганистан .
   Также регулярно, примерно раз в год Туркменистан посещают представители Центрального командования США , однако они носят регулярный штатный характер. Пентагон продолжает надеяться на сотрудничество с Ашхабадом. В июне 2008 года Вице-адмирал Кевин Дж. Косгриф, Командующий военно-морской компонентой Центрального Командования США, и Контр-адмирал Уильям Гортни назначенный, но еще не вступивший в должность Командующего Военно-морским компонентом Центрального Командования США, нанесли визит в Ашхабад и встретились с Министром обороны и Председателем Государственной пограничной службы Туркменистана. Ашхабад же по-прежнему видимо опасается за сохранность власти, и каких либо явных шагов к военному сотрудничеству с США не делает. Как бы в ответ, в июле 2008 года перед официальным визитом Президента России, в Туркменистан впервые прибыл министр обороны России.
   Анатолий Сердюков провел в Ашхабаде переговоры со своим туркменским коллегой генералом армии Агагельды Мамедгельдыевым. Как передают СМИ, глава российского военного ведомства "с удовлетворением отметил активизацию взаимодействия между министерствами обороны двух стран и выход его за последние два года на качественно новый уровень" . Имеется ввиду, то, что в 2007 году по заказу Туркменистана российский Научно-исследовательский институт специальных систем связи, автоматизации и управления приступил к разработке единой системы управления национальными вооруженными силами. В рамках инициированной президентом Г.Бердымухамедовым программы технической модернизации силовых ведомств республики, со второй половины 2007 года из России началась поставка автомобильной техники армейского образца . Минобороны России готово и в дальнейшем оказывать всемерную поддержку Туркмении в реформировании и модернизации национальных Вооруженных Сил, заявил Сердюков. С этой целью стороны наметили основные направления дальнейшего развития двустороннего сотрудничества по данному направлению. По словам Сердюкова, одним из примеров тому служит возобновление обучения военнослужащих Туркмении в вузах Минобороны России, которое в настоящее время осуществляется на безвозмездной основе.
   Более того, в июне 2008 г. впервые за несколько лет с Россией был подписан контракт на закупку Туркменистаном шести реактивных систем залпового огня "Смерч", стоимость которого оценивается в 70 млн. долларов США. Этому способствовало предварительное посещение министром обороны Туркмении Агагельды Мамедгельдыев действующую на Урале Международную выставку вооружения, военной техники и боеприпасов "Российская выставка вооружения. Нижний Тагил-2008", в ходе, которой высказал намерение о закупке в России техники и вооружения, а также ее модернизации. В частности, туркменским министром был подписан контракт на обслуживание оборудования, установленного на военной технике . Россия также согласилась передать по договору аренды в состав военно-морских сил Туркменистана новый боевой ракетный катер типа «Молния».
   В конце августа 2008 г. на западе Туркменистана прошли военные учения, были продемонстрированы все виды вооружений Республики. Некоторые аналитики связали эти события с пятидневной войной в Южной Осетии и, настаивая на антироссийской направленности учений . Самоходные гаубицы «Гвоздика» и «Акация», реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», оперативно-тактический ракетный комплекс «Скад», зенитно-ракетный комплекс «Оса», зенитная самоходная установка «Шилка», тактическая ракета «Луна-М», представленные на учениях, являются образцами техники 60-80-х годов прошлого века , пишут те же обозреватели. Тем самым сравнивать грузинскую армию и туркменскую не приходиться, а значит и России, этим ничего не скажешь.
   Больше стоит обратить внимание, на то, что через некоторое время, в сентябре в Ашхабаде на улицах города на протяжении трех дней шла пальба между представителями местных мафиозных кланов либо хорошо подготовленных формирований исламских экстремистов с правоохранительными органами Туркменистана . Знал Г.Бердымухамедов о предстоящих акциях или нет, но бряцание оружием не произвело впечатление на эти незаконные группы. Возможность подобной перестрелки в столице Республики может только свидетельствовать о неготовности силовых структур Туркменистана к противодействию подобным видам атак. Это в очередной раз заставляет сомневаться в безопасности туркменско-афганской границы, а значит и в значении американской помощи в несколько сотен тысяч долларов, направляемой каждый год в погранслужбу Республики.
   Подводя итоги произошедшему, Президент Бердымухамедов потребовал от руководителей силовых структур открыть в республике специальную среднюю школу полиции. Кроме того, решено создать центр подготовки специалистов по борьбе с наркотиками и приступить к организации на его базе мероприятий регионального масштаба. Будут сформированы и целевые специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, которые должны быть оснащены самыми современными средствами, а их подготовка высококвалифицированными инструкторами. Объявлено и об увеличении финансирования спецслужб и строительстве в республике двенадцати современных погранзастав . Понятно, что самостоятельно решить эти вопросы Ашхабад не может. Это требует дополнительного оснащения, обучения. Если в пограничной сфере традиционно стоит ждать помощи от Госдепартамента, то оснащение и обучение Россия способна сохранить за собой. Тем более что некоторые договоренности как написано выше уже существуют, по сообщениям СМИ тем самым Россия всячески пытается вовлечь Туркменистан в деятельность ОДКБ или как думает автор в целом про российскую политику.
   Таким образом, несмотря на то, что Туркменистан с приходом к власти нового президента активизировал взаимодействие с Россией, западными партнерами, Китаем, и тем самым продолжил политику равноудаленности, сотрудничество с Россией в разных сферах, в том числе в военной сфере имеет явный практический результат и имеет тенденцию развиваться. Взаимодействие с США хоть и происходит, однако Пентагон не участвует в вооружении, подготовки военных Туркменистана. Кроме того, новая Военная доктрина, принятая в конце января 2009 года продолжающая фиксировать нейтральный статус государства и неприсоединение Туркменистана к военным союзам и блокам, запрещает размещать на ее территории иностранные военные базы, а значит, ограничивает возможности США и НАТО по военному присутствию в регионе. Китай хоть и поставил в 2008 году в эту страну боевую технику, а также новое обмундирование для офицеров и солдат на основе военного кредита на 3 млн. долларов. Учитывая туркменский бюджет, Ашхабад будет искать такие же качественные, но более дешевые вооружения и на более выгодных условиях, которые может предложить Москва.
   Россия будет продолжать вовлекать Туркменистан в военные связи, например к участию во взаимном уведомлении о перемещении ПЗРК. Ашхабад начинает осознавать опасность соседства с Афганистаном, главным источником опасности в современном мире, имеет стремление сохранить текущую авторитарную форму правления. Однако, зафиксировав в новой Военной доктрине запрет на участие в локальных или региональных конфликтах, вынужден развивать, ни столько взаимодействие в оперативной совместимости и проведении операций со странами и организациями, сколько собственные оборонительные возможности армии. Без помощи внешних сил модернизация армии Туркменистану не удастся. Ашхабаду нужен надежный если не союзник, то предсказуемый партнер, Россия готова поддержать безопасность если не режима, то газовых контрактов (в объединении энергетической политики и политики безопасности в данном случае Россия не уступает НАТО, а возможно уже давно опередила). Учитывая историю единой армии, обширные официальные и неофициальные связи, у России есть все возможности для усиления своего влияния в военной сфере Туркменистана.
Секретариат Совета министров обороны государств - участников СНГ
Общественный Совет при Министерстве обороны Российской Федерации
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru