О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
12 июня 2019
24 мая 2019
22 мая 2019
18 мая 2019
8 мая 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
В центре внимания - информационная безопасность
Статья генерал-полковника Анатолия Ноговицина, заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, доктора военных наук о состоянии дел и перспективах в сфере информационной безопасности.
Генерал-полковник Анатолий НОГОВИЦЫН, заместитель начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, доктор военных наук.


    Наговицын Во всем мире на основе достижений научно-технической революции в информационной области происходит ускорение движения к новой, постиндустриальной фазе развития человечества, к информационному обществу, в котором информация становится одним из ценнейших компонентов национального достояния и одним из важнейших политико-экономических и военных ресурсов.
     Через целевое воздействие на информационную среду реализуются угрозы национальной безопасности в различных сферах человеческой деятельности.
     В политической сфере все большую значимость приобретает информационно-психологическое воздействие с целью формирования отношений в обществе, его реакции на происходящие процессы. В экономической сфере возрастает уязвимость экономических структур от недостоверности, запаздывания и незаконного использования экономической информации. В сфере духовной жизни возникает опасность развития в обществе с помощью электронных средств массовой информации агрессивной потребительской идеологии, распространения идей насилия и нетерпимости и других негативных воздействий на сознание и психику человека.
     Большинство развитых государств, вставших на путь внедрения новых информационных технологий, уже осознали тот факт, что применение информационного оружия - это фактор скрытого военно-политического и экономического давления путем воздействия на информационную инфраструктуру и информационную сферу в целом, получения преимуществ и обеспечения своих интересов в материальной сфере без открытого объявления войны. Эта борьба преследует те же цели, что и вооруженные конфликты, экономическая экспансия и прочие виды агрессивных воздействий. Сейчас новой целью зачастую становится разум человека, и конфликт может быть разрешен не силовыми методами, а применением тех или иных информационных технологий.
     В военной сфере исход вооруженной борьбы все в большей степени зависит от качества добываемой информации и уровня развития информационных технологий, на которых основываются системы разведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и высокоточным оружием.
     Все вышесказанное обуславливает наличие источников угроз информационной безопасности Российской Федерации, под которыми следует понимать факторы, формирующие опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.
     Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, источники угроз подразделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся: деятельность иностранных политических, экономических, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере; стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; разработка рядом государств концепции «информационных войн», предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; деятельность международных террористических организаций и др.
     К внутренним источникам могут быть отнесены критическое состояние отечественных отраслей промышленности; неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере; недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
     В результате реализации этих угроз информационной безопасности Российской Федерации может быть нанесен серьезный ущерб конституционным правам и свободам отдельных граждан, жизненно важным интересам общества и государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.
     Реализация угроз может создать препятствия на пути равноправного сотрудничества России с зарубежными странами, затруднить принятие важнейших политических, экономических и других решений, подорвать авторитет Российской Федерации на международной арене, создать атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе, нарушить баланс интересов личности, общества и государства, дискредитировать органы государственной власти, спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты, инициировать забастовки и массовые беспорядки, нарушить функционирование органов государственной власти, а также систем эксплуатации вооружения и военной техники, управления войсками и оружием, объектами повышенной опасности.
     Следствием реализации угроз могут явиться нанесение существенного экономического ущерба, снижение темпов научно-технического развития страны, подрыв ее оборонного потенциала, утрата культурного наследия, проявление бездуховности и безнравственности, а также нанесение физического, материального и морального ущерба гражданам.
     Недостаточное внимание, уделяемое проблемам обеспечения информационной безопасности, создает объективные условия для незаконного доступа к информации, ее хищения и разрушения. Особую опасность имеет возможность манипуляций различного рода информацией для негативного воздействия на процесс принятия политических решений. Игнорирование факторов, оказывающих существенное влияние на информационную безопасность государства, может привести к сдерживанию процессов становления системы национальной безопасности России в других сферах и серьезно осложнить задачи государственного управления информресурсами.
     В этих условиях возрастает роль обеспечения информационной безопасности в общей системе обеспечения национальной безопасности РФ.
     Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается степень защищенности национальных интересов нашей страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, обеспечивающей их формирование, использование и развитие информационной среды.
     Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, а также в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа и включают четыре группы.
     В первую группу включены проблемы обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
     Вторая группа национальных интересов охватывает вопросы информационного обеспечения государственной политики России. Их суть состоит в том, что российской и международной общественности должна постоянно доводиться достоверная информация об официальной позиции Российской Федерации по социально значимым событиям российской и международной жизни. В условиях единого мирового информационного пространства, созданного электронными средствами массовой информации, вопрос формирования общественного мнения не может быть отдан на откуп информационным источникам зарубежных государств.
     Национальные интересы, включенные в третью группу, связаны с развитием современных информационных технологий, отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, с обеспечением потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выходом этой продукции на мировой рынок. Кроме того, в сферу национальных интересов включено обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Задачи защиты всей информационной инфраструктуры России и ее отечественных информационных ресурсов от несанкционированного доступа и других негативных воздействий включены в четвёртую группу национальных интересов государства в информационной сфере.
     Интересы личности в информационной сфере обеспечиваются реализацией конституционных прав личности на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также по защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
     Интересы общества должны обеспечиваться упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижениями и поддержанием общественного согласия, духовного обновления России.
     Интересы государства в информационной сфере достигаются созданием условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
     Кроме того, важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности нашего государства являются: реализация конституционных прав и свобод граждан РФ в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция РФ в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
     Помимо этого, особое внимание должно уделяться обеспечению надежной защиты информационного потенциала России от неправомерного его использования в ущерб охраняемым законом интересам личности, общества и государства.
     Немаловажное значение приобретает противодействие целенаправленным действиям по дезинформированию органов власти, населения страны, использованию каналов информационного обмена для нарушения систем управления различными сферами жизнедеятельности государства.
     В настоящее время вследствие продолжающейся научно-технической революции в области информационных технологий происходят глубокие качественные изменения в направлениях развития вооружения и военной техники зарубежных государств. Одной их основных тенденций в этом процессе является ориентация на разработку различного рода средств информационного воздействия в отношении противоборствующей стороны.
     Разнообразие информационного оружия, форм и способов его воздействия, особенности применения породили сложнейшие задачи защиты от него. Специалисты США первыми поняли и оценили значимость информационного оружия и его роль в достижении информационного превосходства.
     Для реализации информационного превосходства в ведущих странах мира активно разрабатываются концепции «информационной войны».
     В общем виде «информационная война» представляет собой противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам, подрыва политической и социальной систем, а также массированной психологической обработки личного состава войск и населения с целью дестабилизации общества и государства противника в целом.
     Главная задача «информационной войны» - разрушение основ национального самосознания и типа жизнеустройства государства противоборствующей стороны.
     В идеологической сфере ставится задача размыть философские и методологические основы познавательной деятельности народа государства-противника, посеять в его сознании хаос, лишить уверенности в своем будущем, внедрить ложные экономические и нравственные установки.
     В современной войне победу обеспечивает упреждающее завоевание информационного превосходства и лишь затем превосходства в той сфере, где ведутся военные действия. Причем последних может и не быть. Все зависит от того, насколько эффективно решена задача завоевания превосходства в информационной сфере. Это связано с тем, что победа над противником по своей сути является психологическим актом.
     По оценкам экспертов специалистов НАТО, наиболее развитые страны мира в ближайшие 2-3 года получат возможность вести полномасштабные войны в информационной сфере. Основными задачами в них будут дезорганизация (нарушение) функционирования ключевых военных, промышленных, административных объектов и систем противника, а также информационно-психологическое воздействие на его военно-политическое руководство, войска и население, прежде всего с использованием современных информационных технологий и средств.
     Можно выделить ряд характерных черт «информационной войны», которые отличают ее от других форм ведения военных действий, ставят новые проблемы перед ее участниками и заслуживают особого внимания. Основными из них являются:
     незначительные затраты на разработку и применение информационного оружия (стоимость разработки высококачественных средств ведения информационной войны относительно невелика и доступна широкому кругу ее участников);
     повышение роли управления восприятием (разрабатываемые средства «информационной войны» могут стать совершенно новым мощным инструментом манипуляции восприятием);
     сложность задач предупреждения и оценки ущерба (многообразие способов и средств воздействия и защиты в рамках информационной инфраструктуры вызывает необходимость создания системы предупреждения и оценки ущерба, способной обнаруживать и распознавать случайные сбои в работе информационных сетей, ошибки программного обеспечения, а также внесение программных закладок, обеспечивающих ведение шпионажа или заблаговременное развертывание боевых программных средств);
     уязвимость территории государства (возрастающая зависимость экономики и общества в целом от высокопроизводительных компьютерных систем превращает информационную инфраструктуру страны в совокупность новых «стратегических» целей. Угроза ключевым элементам национальной информационной инфраструктуры может оказывать серьезное давление на процесс принятия решений, в то время как непосредственное информационное воздействие способно полностью дезорганизовать всю систему государственного управления. В этих условиях конфликта государственные границы для обеспечения безопасности страны особого значения уже не имеют).
     Разумеется, в условиях новых военно-информационных вызовов Россия должна быть готова к обеспечению своей информационной безопасности, для чего необходимо выработать всеобъемлющую и четко просчитанную стратегию информационной защиты. Система защиты должна способствовать достижению поставленных целей, а не препятствовать этому. Такую систему необходимо развивать, учитывая правовые, технологические, материально-финансовые и другие аспекты.
     Сегодня, когда ресурсные возможности государства ограничены, необходим поиск новых путей и направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях возрастания информационных и военных опасностей.

Опубликовано в газете "Красная звезда" от 27 февраля 2009 года
Секретариат Совета министров обороны государств - участников СНГ
Общественный Совет при Министерстве обороны Российской Федерации
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru