О Фонде | Научно-исследовательская деятельность | Издательская деятельность | Мероприятия | СМИ о Фонде | Контакты
12 июня 2019
24 мая 2019
22 мая 2019
18 мая 2019
8 мая 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
10 октября 2019
9 октября 2019
9 октября 2019
Материалы и публикации о безопасности
Патриотизм – источник духовных и моральных сил воина
Рязанцева Юлия Валерьевна
Рязанцева Ю. В.
Патриотизм – источник духовных и моральных сил воина
В работе раскрывается сущность патриотизма, подчеркивается его роль в воспитании воинов. Большое внимание уделяется возникновению и развитию чувства любви к Родине, своему народу, воспитанию чувства ответственности за судьбу и защиту своего Отечества. Говорится о необходимости патриотического воспитания военнослужащих российской армии и флота
Ключевые слова: патриотизм, любовь к Родине, армия, флот, военнослужащие.
Шифр научной специальности – 07.00.02
Ryazantseva J.V.
Patriotism is the source of spiritual and mortal strength of the soldier.
The paper reveals the essence of patriotism, emphasizes its role in training soldiers. Great attention is paid to appearance and development of ideas, feeling of love to the Motherland, its people, upbringing the sense of responsibility for the destiny and protect of their homeland.
Keywords: patriotism, love to the Motherland, duty, army, the Navy and the military personnel.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике и т. д. В силу этого понимание современного российского патриотиз¬ма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории рус¬ской общественной мысли, является исходной задачей для выясне¬ния его основ. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общест¬ва, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, (войны, на¬шествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обо-стрение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмече¬ны высокими, благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о пат¬риотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Основываясь на анализе научной литературы посвященной проблемам воспитания патриотизма в российском обществе и в том числе среди военнослужащих, можно определить, что:
во-первых, патриотизм как одна из основных составляющих «русской идеи» одновременно является неотъемлемым компонен¬том отечественной гуманитарной науки и культуры, имеющих бога¬тую историю и глубокие традиции;
во-вторых, патриотизм всегда рассматривался как символ му¬жества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходи¬мое условие единства, величия и могущества Российского государ¬ства;
в-третьих, содержание патриотизма неоднозначно трактова¬лось различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально-действенного проявления. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограни¬чивали возможности ее конструктивной и более основательной раз¬работки, умаляли ее наиболее существенные стороны, вплоть до стремления дискредитировать саму эту идею.
Патри¬отизм (от греческого слова patris – родина) – это осознание конкретным человеком своего особого, любовного отношения к Отечеству, проявляю¬щегося в целенаправленной деятель¬ности для прогрессивного развития и процветания Родины.
Чувство патриотизма как общест¬венное духовное явление включает несколько компонентов, среди ко¬торых основное место занимают патриотическое сознание и патрио¬тическая деятельность.
Патриотическое сознание пред¬ставляет собой систему идей, взгля¬дов, традиций, чувств и настроений наций, социальных групп, личнос¬ти, служащих побудительными мо¬тивами патриотической деятельно¬сти по развитию Отечества и его за¬щите.
Патриотическое сознание, высту¬пая фактором формирования мо-рального духа воинов, проявляется следующим образом:
1. Патриотические идеи, закреп¬ленные в сознании воинов в форме убеждений, обеспечивают глубокое осознание личным составом необ-ходимости защиты Отечества, вы¬ступают основой его взглядов на воинскую службу, проявляются в повседневной деятельности солдат и офицеров.
Условием эффективного форми¬рования патриотических убежде¬ний является обращение к военной истории Отечества, правдивый и всесторонний показ ее примеров, анализ достижений и неудач. Одна¬ко в последние годы акцент делает¬ся на негативных моментах, на ошибках и издержках отечествен-ной истории, что мешает формиро¬ванию патриотического сознания у молодежи и воинов.
2. Патриотическое воспитание помогает осмыслить и поддержать политику Российского правитель¬ства по укреплению Вооруженных Сил, сохранить убеждение в целесообразности решений, практичес¬ких действий командиров по повы¬шению боеготовности и боеспособ¬ности войск, отработке учебно-бое¬вых задач.
3. Патриотическое сознание фор¬мирует здоровую моральную атмо¬сферу в воинских коллективах, где непосредственно решаются все во¬просы жизнедеятельности войск, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, ут¬верждаются нормы и принципы взаимоотношений между военно¬служащими, разрешаются противо¬речия и конфликты, проявляются нравственные и морально-боевые качества личного состава.
Патриотическая деятельность – это совокупность действий, направленных на реализацию патриотиче¬ских целей, на укрепление могуще-ства и авторитета страны.
По своей природе патриотическая деятельность не является самостоятельным видом деятельности. В отечественной литературе деятельность вообще рассматривается как специфически человече¬ская форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразова¬ние.
Патриотическим может быть любой вид человеческой деятель¬ности, но при условии, что в его мотивационной структуре будут преобладать патриотические мотивы. На это обращал внимание Н.Г. Чернышевский: «Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть ничем иным, как патриотом в смысле Петра Великого, – деятелем в великой задаче просвещения русской земли. Все остальные интересы его деятельности – служе¬ние чистой науке, если он ученый, чистому искусству, если он ху¬дожник, даже идее общечеловеческой правды, если он юрист – подчиняются у русского ученого, художника, юриста великой идее слу¬жения на пользу своего Отечества» [1].
Можно с уверенностью сказать, что уже на заре нашей истории у вождей княжеских дружин возник¬ла серьезная необходимость воспи¬тания у дружинников высокого чувства преданности лидеру, любви к своей земле.
На первых порах патриотизм проявлялся как личностное качест¬во. По мере накопления в народе патриотической силы и энергии, понимания необходимости нацио¬нального объединения личностный патриотизм постепенно приобретал общенациональное значение. Именно патриотизм, националь¬ное единство обусловили победы русских воинов и изгнание с рус-ской земли татаро-монгольских завоевателей, польских интервентов в смутное время и других захватчи¬ков.
Впервые патриотизм получил, можно сказать, правовое закрепле¬ние в «Уставе ратных и пушечных дел...» (1607 г.) и стал нормой отно¬шения к родной земле, поведения русского воина.
При Петре I чувство патриотизма ставилось выше всех ценностей и добродетелей, являлось важнейшим критерием при определении канди¬датов на получение чинов, наград и званий, главным побудительным мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр I говорил: «И так, не должны вы по¬мышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...» [2].
Последователи Петра I – великие полководцы и военачальники Су¬воров, Кутузов, Скобелев и другие большое внимание уделяли воспи¬танию чувства патриотизма у личного состава. Это было одной из причин, почему их войска не знали поражений. Их опыт по воспита¬нию подчиненных ценен и для на-шего времени, его необходимо изу¬чать и использовать.
Особый вклад в развитие патриотической идеи внесли декаб¬ристы [3]. Они, как никто ранее, показали взаимосвязь патриотизма с политической жизнью, с существующим режимом власти в стране.
Проблема патриотизма, познание его сущности привлекали внимание выдающихся общественных деяте¬лей и ученых России и получили теоретическую разработку. Так, русские революционные демократы XIX в. А.И. Герцен, В.Г. Белин¬ский, П.Г. Чернышевский утверж¬дали, что патриотизм имеет соци¬альные корни и отвечает интересам народа.
Значительное внимание разра¬ботке проблемы патриотизма уде¬ляли русские мыслители и филосо¬фы Н. Бердяев, В. Соловьев, И. Ильин. Последний, в частности, в чувстве патриотизма отмечал, преж¬де всего, духовность человека. «Именно духовная жизнь, – писал И. Ильин, – есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погиб¬нуть за него. Через нее все получа¬ет свое истинное значение и под-линную ценность» [4].
Дух патриотизма – универсаль¬ный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной во¬енной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубо¬кие исторические и социальные корни.
Во-первых, это естественное чув¬ство самосохранения, защита свое¬го места обитания, российской зем¬ли от различных завоевателей. Чув¬ство это формировалось долгим ис¬торическим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколе¬нию. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали.
Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и кре¬пость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия и флот, за редким ис¬ключением, пополнялась соотече-ственниками, которым была прису¬ща любовь к Отечеству.
В-третьих, патриотизм русской армии и флота питали мощные силы право¬славия. На страницах Евангелия ут¬верждалось, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического вос¬питания. Идеологическую основу патриотического воспитания рос¬сиян, армии и флота составляли идеи пра¬вославия, самодержавия, народнос¬ти, воплощенные в призыве «За Ве¬ру, Царя и Отечество!»
Особое внимание церковь всегда уделяла воспитанию чувства патри-отизма во флотской среде. Созна¬вая огромную ответственность лю¬дей ратного труда за судьбы Отече¬ства, церковь с самых древних вре¬мен окружила их заботой, внима¬нием и любовью. Она не соверша¬ла никаких специальных молебнов о людях какой-либо другой про¬фессии, а лишь о военных.
Такое исключительное внима¬ние церкви к армии объясняется тем, что именно от неё, как в про¬шлые времена, так и теперь, в большей степени, чем от какого-либо другого государственного ин¬ститута зависит судьба народа и государства. Здесь особенно ощу¬тима цена ошибки или преступле¬ния, особенно страшными и раз¬рушительными могут быть послед¬ствия нравственной распущеннос¬ти и упадка.
Церковь заботится о нравствен¬ном и духовном состоянии воина еще и потому, что он обязан быть предан своему долгу особым обра¬зом, как никто другой. Ведь выпол¬нение воинского долга требует са¬мого ценного – отдания собствен¬ной жизни. А это может сделать только высоконравственный, идео-логически подкованный человек. Простое следование уставу или за¬кону не может заставить человека переступить черту, отделяющую его жизнь от смерти. Самопожертвование – это осознанное, нравственное проявление.
В-четвертых, патриотизм русских воинов зиждился на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские пол¬ководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различ¬ные средства, формы, методы, но главными были – забота о солдате и личный пример начальника.
Работа по воспитанию чувства патриотизма у русских воинов име¬ла свои плоды. Героизм русских во¬инов общеизвестен, ему отдавали должное даже противники. Так, Фридрих II после Семилетней вой¬ны (1756–1763 гг.) вынужден был признать, «что ни один солдат в мире не сравнится с русским грена¬дером». А Наполеон о русском сол¬дате так высказался: «Русский сол¬дат создан для побед, умей только его водить. Если бы под мою ко¬манду дали русских солдат, я с мо¬ими маршалами давно бы завоевал Индию».
Россий¬ский патриотизм воинов имеет свои особенности. Прежде всего, в искренней любви русских людей к родной природе, ко¬торая особенно проявляется у рос¬сиян, оказавшихся в силу различ¬ных причин за рубежом. Им трудно забыть обширные просторы Рос¬сии, ее поля, луга, леса и реки. А белая береза стала символом Рос¬сии и всегда ассоциируется с любо¬вью к родным краям.
В способности к быстрой мобили¬зации всех своих физических и ду-ховных сил в случае угрозы Отечеству. Военнослужащие неоднократно доказы¬вали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все: переносить неслыханные жизнен¬ные тяготы, терпеть невзгоды, пе¬редавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополче¬ние и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, её народ.
Патриотизм интернацио¬нален. В многонациональной стра¬не, где многие народы имеют отно¬сительную самостоятельность, в случае опасности все военнослужащие единым фронтом против завоевате¬лей, а в мирное время – против сти¬хийных бедствий и природных ка¬таклизмов. Об этом свидетельству¬ют исторический опыт нашей стра¬ны, проведение контртеррористи¬ческой операции в Чечне в настоя¬щее время и взаимопомощь различ¬ных регионов при решении народ¬нохозяйственных задач. И среди награжденных за героизм, прояв¬ленный как в военное, так и в мир¬ное время, можно встретить пред¬ставителей самых разных народов.
Патриотизм воинов сочетается с их гордостью и достоинством. Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополи-тическим положением, достижени¬ями в науке, культуре, образовании и в военной области. Хотя Россия переживает сейчас далеко не луч¬шие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им пре¬одолеть временные трудности и вы¬вести страну на передовые рубежи мирового прогресса.
Наиболее важными мотивациями к патриотическому поведению среди военнослужащих армии и флота являются:
В сфере государственной политики: поднятие на достойный уровень престижа военной профессии в общественном мнении; обеспечение высокого статуса офицера в обществе; всемерное повышение авторитета Вооруженных Сил России и их роли в деле защиты интересов национальной и государственной безопасности.
В сфере социально-экономической политики: приведение оп¬латы воинского труда офицера в соответствие с практикой эконо¬мически развитых государств; полное и своевременное обеспечение офицера всеми положенными видами довольствия; реальное обес¬печение офицерам необходимых социально-правовых гарантий во всех сферах их жизни и служебной деятельности; всестороннее обеспечение войск всем необходимым для выполне¬ния ими стоящих задач по предназначению (техника, оружие, мате-риально-технические средства); организация ритмичной плановой боевой подготовки войск.
В сфере военной политики государства: главным является то, что проводимая в стране военная реформа не должна служить обстоятельством, оправдывающим снижение морально-психологического и боевого потенциала Вооруженных Сил (например, реформирование элитных, имеющих боевой опыт частей, досрочное увольнение первоклассных специалистов, отсутствие плановой боевой подготовки, ухудшение технического состояния вооружения и военной техники и т. д.).
В сфере военно-административной политики: активное ис¬пользование системы администрированных стимулов (присвоение воинских званий, награждение государственными наградами, имен¬ным оружием и т. д.); дифференцированный подход к учету и оцен¬ке особых условий прохождения воинской службы; развитие систе¬мы внешних отличительных признаков офицерского состава по профессиональной принадлежности (геральдика, знаки отличия, форма одежды и т. д.); совершенствование системы воинских ритуа¬лов и офицерских традиций [5].
Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.
Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохра¬нить совесть и достоинство. «У нас у всех, – отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, – есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не со¬рвешься: чувство долга» [6].
Выполнение долга показывает истинное лицо челове¬ка, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
Если любовь к Родине – это проявление патриотиз¬ма, то защита Отечества – это долг и обязанность пат¬риота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной за¬щите.
Быть верным воинскому долгу – значит всеми свои¬ми делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, – встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.
В летопись Отечества золотыми буквами вписаны не¬меркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, дол¬га было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым сол¬датам Великой Отечественной войны.
Особенность воинского долга за¬ключается в том, что находит свое юридическое закрепление в воен¬ной присяге и уставах, имеющих силу закона. Поэтому каждый во¬еннослужащий обязан полностью выполнять свои служебные обязанности, как в силу морального долга, так и на основании особых право¬вых документов – военной присяги и уставов.
Каждый военнослужащий, при¬нимавший военную присягу, по¬мнит её чеканные слова: «Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать сво¬боду, независимость и конституци¬онный строй России, народ и Оте¬чество» [7]. Произнося эти слова, за которыми стоят огромный, выстра-данный опыт нашего народа по за¬щите Отечества и требования к его вооруженным сыновьям, молодой воин возлагает на себя огромную ответственность, которую несет всю жизнь. Отныне он будет выполнять ст. 59 Конституции РФ, где сказа¬но, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» [8]. Теперь весь смысл поступков, успехов и неудач, стремлений и свершений солдата и матроса будет измеряться критерием полноты выполнения этого священного долга. Примеров честного выполнения воинского долга воинами Российской армии и флота в каждой воинской части немало.
Если каждый военнослужащий в армии и на флоте будет самоотверженно и до¬бросовестно исполнять свой воин¬ский долг, то многие современные проблемы исчезнут сами собой. По сути, верность долгу – это один из самых мощных моральных двигателей, в основании которого лежат любовь к Родине, чувство па¬триотизма.
Родина по достоинству оценивает ратный труд тех, кто с честью и до-стоинством выполняет свой воин¬ский долг. Об этом говорят нагруд¬ные знаки воинской доблести, ор¬дена и медали, полученные ими в дни мирной учебы и при выполне¬нии контртеррористической опера¬ции в Чеченской Республике.
Таким образом, чувство патриотизма и сегодня остается высшей нравственной ценностью и наиболее убедительным смыс¬лом службы в армии реформируемого Российского госу¬дарства. Отрадно, что любовь к Родине у воинов-патриотов не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкрет¬ных благородных делах и героических поступках.
Список литературы:
1.Чернышевский К. Г. Избр. филос. соч.: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1950. T. I. C. 577.
2. Хаар ботл Т. Битвы мировой истории. М. 1993. С. 364.
3. В 1816 г. молодые офицеры А. Муравьев, С. Трубецкой, И. Якушкин, С. Муравьев-Апостол, М. Муравьев-Апостол, Н. Муравьев основали первое тай¬ное политическое общество – «Союз спасения» или «Общество истинных и верных сынов Отечества». Позже в него вступили П. Пестель и др. – всего око¬ло 30 чел.
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Институт русской цивилизации. 2011. 1216 с.
5. Текущий архив Управления воспитательной работы Главного штаба ВМФ. Ф. 12. Д. 2.
6. Большая книга афоризмов. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999. 1056 с.
7. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
8. Конституция РФ // Российская газета. 2009. № 7. 21 янв.

Сведения об авторе
Рязанцева Юлия Валерьевна. Военный университет МО РФ. Россия, г. Москва
Старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории.
arena125@rambler.ru. 8 916 334 32 68. 119501 г.Москва, ул. Веерная, д. 30, кор. 2, кв. 160.
Ryazantseva Julia Valerjevna
The Military University, Russia, Moscow
Senior Scientific Associate of the Research Laboratory of the Military Legal Research.
arena125@rambler.ru. 8 916 334 32 68119501, Moscow, Veernaya Street, 30/2 - 160
Тематика: Нет
105064, Москва, а/я 360 Телефон: (495) 662-67-67 / Факс:(495) 662-67-68
E-mail: info@naukaxxi.ru